Пару недель назад в Беларуси во втором чтении был принят законопроект с поправками к Закону о противодействии экстремизму”. Сейчас закон ждет подписи и Лукашенко, и можно не сомневаться, что он будет подписан: борьба с экстремизмом в тренде.
Новая версия закона будет предполагать:
– Увеличение штрафов по ст. 17.11 КОАП (“Распространение экстремистских материалов”).
– Введение уголовного наказания за “Реабилитацию нацизма”.
– Введение новой статьи КОАП: “Демонстрация символики экстремистских и террористических организаций” (список символики обещают составить и опубликовать).
– И самый любопытный пункт: введение уголовной (!) ответственности за “Хранение атрибутики экстремистских и террористических организаций с целью распространения”. Правда, с этим пунктом пока ясности нет. В первоначальной версии законопроекта его не было, после второго же чтения палаточники пишут, что “из законопроекта были исключены нормы об изменении Уголовного кодекса”. Что будет на выходе, пока неясно.
Итак, какая же символика попадёт в список “экстремистских и террористических организаций”? Это будет сиволика футбольных фанатов и их “фирм”, эмблемы неонацистских сект, которые в Беларуси даже не представлены, возможно – внесистемных националистов (вроде МФ или Белого Легиона), но главное – символика анархистского движения. Потому что на сегодняшний день это единственное радикальное политическое движение, всерьез беспокоящее власти, о чем можно судить хотя бы по ресурсам, привлекаемым для его подавления: целое управление в ГУБОПиК, бойцы СОБР, а в последнее время – и штатные писаки з десятками фейковых аккаунтов в сети.
Ответственный за принятие законопроекта – “депутат” Валерий Иосифович Савко. 57 лет. По первому образованию – инжинер-механик (окончил Институт механизации сельского хозяйства), по второму – менеджер-экономист. Трудовой путь также поражает своей близостью к социально-политическим вопросам: заведующий автогаражом совхоза “Искра”, директором ООО “Вита”, председателем Гродненского обкома профсоюза госслужащих. Ну и, конечно, карьера в ЛКСБМ – без этого никак.
На сайте ПП НС есть даже статья, представленная обоснованию необходимости принятия поправок в закон, состоящая чуть более чем полностью из дидываевале и пересказа страшилок Шуневича про 3000 нацистов в Беларуси. Подписана она почему-то “Светлана Савко”.
В страничке законопроекта написано, что к его разработке были привлечены сотрудники Академии Наук и Истфака БГУ. Наверное, чтоб не перепутать Гитлера с Гиммлером, а наших воевавших дедов – с ихними. Я написал этому депутату на официальный email с вопросом, кто именно из сотрудников был привлечен к работе над законопроектом. Думаете мне ответили? Хрен там.
К чему я это всё? Сегодня в Беларуси заведующий автогаражом с комсомольским прошлым может решать, какие символы и значки нам можно постить в своих инстаграмах и вокнтактах, а какие – нет. Решать, за что нас, политически активную молодежь, будут штрафовать и сажать в тюрьмы. Он и ему подобные определяют, какой круг идей нам думать можно, а какой – атата и экстремизм. В руки некомпетентных, ограниченных, и попросту бессовесных людей попала колоссальная власть. И так будет до тех пор, пока неподчинение их идиотским законам не станет массовым. А этого мы обязательно добьемся.