Про 76%

Меня неоднократно спрашивали: Лукашенко сам верит в то, что у него рейтинг 76%? Имеется ввиду, в принесённые в “секретном докладе ОАЦ” цифры? Что это: пропагандистская игра на публику или свита действительно держит царя в информационном пузыре?

Верит. Я уверен, верит.

Почему? Во-первых, верить в приятное всегда хочется больше, чем в неприятное. Во-вторых, первый же человек, который донесёт до него реальные цифры, как минимум, попадёт в немилость, как максимум – лишится работы. А кому хочется рисковать? Да и ради чего? 😉

Я полагаю, самая крупная системная ошибка Лукашенко за последние 5-7 лет состоит в том, что он оторвался от реальности. За 26 лет его правления беларусы изменились. А он – нет. Реальность обрела новые очертания, но он с ними не знаком. О чем вообще говорить если лидер государства в 2020 году открыто признаётся: “с интернетом я неочэнь” а про Телеграм знает только то, что там “хайпятся и постятся” – при этом нарочито демонстрируя свою малоосведомленность в терминологии (“я правильно сказал?”). Он не просто застрял в прошлом, он пытается запихать обратно в это прошлое все 9,5 миллионов населения. Конечно, это не получается, потому что исторические процессы и законы экономики не спрашивают мнения президентов. Они просто идут своим чередом. Да и общество сопоротивляется. В какой-нибудь Франции или Греции это сопротивление приняло бы совсем другие формы, но у нас – какие есть. Тотальное уклонение от налога на тунеядство, массовый неприход на официозные празднования, снятие валюты после очередных уверений что “девальвации не будет”…

Какова в этом застревании Лукашенко в прошлом роль его свиты, а какова – его личностных особенностей? Судить не берусь. Могу сказать лишь одно: потеря связи с реальностью для обычного человека мало чем грозит. Всегда можно закрыться в своей ракушке чтобы внешний мир тебя не тронул. Благо, интернет и компьютерные игры позволяют. Но потеря связи с реальностью для политического лидера – крайне опасна, и неизбежно ведёт к потере власти. А для авторитарного политического лидера – нередко ещё и к потере жизни.