Надо сказать, я ошибся со своим первоначальным прогнозом касаемо вируса, говоря что через 2 месяца о нём все забудут. В своём прогнозе я опирался на ситуацию в Китае и Азии, где наметился четкий тренд на падение количества заболевших и умирающих. А также на опыт предыдущих эпидемий: атипичной пневмонии (2002), птичьего гриппа (2003), свиного гриппа (2012) и Эболы (2015), которые закончились, за исключением Эболы, >1 тыс. смертей.
Теперь же ситуация иная, в первую очередь потому, что вирус успел бесконтрольно распространиться по части Европы благодаря длительному инкубационному периоду.
В Италии же совпало сразу множество слагаемых, которые привели страну в состояние национального бедствия. В частности:
1. В Италии вирус начался задолго до того, как его признали. Его оценивали как пневмонию либо обычный грипп, никаких мер не принималось. То есть огромное количество людей продолжали заражать друг друга.
2. В Италии молодые люди проводят много времени со стариками в семьях. Отсюда такая огромная смертность (под 10%).
3. Там целуются при встрече. Ноу комментс.
4. В Италии очень старое население. Люди там живут дольше, стариков много. Еще одна причина аномально высокой смертности.
Что в Беларуси. Как правильно замечают наши аналитики (Цыганков, Карбалевич), Лукашенко затеял очень опасную игру. И ситуация может развиться в двух разных направлениях. Первое: благодаря мерам, принятым соседями и полумерам правительства, нас сбольшего пронесёт: несколько тысяч заболевших и несколько десятков смертей (то что смерти будут, если уже не есть, можно не сомневаться). Тогда, конечно, мы услышим про мудрость президента, который не поддался панике и “не повёл страну за цивилизованным миром”.
Вторая:: итальянский сценарий. Тогда нас ждёт интересное сочетание: жесткая полицейщина с арестами за нарушение карантинного режима, обязательное отправление в уютный карантин на Окрестина всех блогеров и лидеров мнений, возможно, принятие репрессивных законов под шумок. Однако всё это будет сопровождаться глубокой делегитимизацией власти. Т.к. все будут понимать, что никто иной, как Лукашенко, довёл своим отрицанием ситуацию до такой крайности. А поскольку он патологически не способен признавать свои ошибки, вот увидите, даже когда мужики в костюмах химзащиты будут опылять улицы Минска, он продолжит говорить что короновирус в головах и вообще трактор всех вылечит. Это вызовет у людей бешенство, которое может прорываться в самых разных формах и вообще станет глубокой травмой в национальной памяти, сродни Чернобылю.
Еще интересный момент который я наблюдаю, это то что пока Лукашенко несёт чушь про трактора и рассказывает анекдоты про Жириновсого, многие госорганы вводят карантинные\запретительные меры сами, фактически вразрез с общей политикой Лукашенко. БелЖД переводит людей на 4х-дневку, Белпочта перестала принимать посылки из Китая, многие ВУЗы переводят студентов на дистанционку, не дожидаясь мнения Минобразования. Я не говорю сейчас о том, все эти меры обязательны и без них мы умрём. Однако они входят в резонанс с настроением общества. А слова Лукашенко явно в диссонансе, и вызывают лишь возмущение (хотя как я говорил, в отношении медийной паники он прав).
Сколько продлиться эпидемия, сейчас не берется говорить никто. Есть прогнозы о том, что до двух лет. Я могу лишь с большой долей уверенности сказать что если не произойдет непредвиденного, эта тема вскоре перестанет быть топовой — и будет идти фоном. Ну эпидемия и эпидемия. Маски, патрули на улицах, перегруженные больницы — люди привыкнут, как привыкают ко всему.
Ну и последнее. Какова бы ни была ситуация, помните, паника, алармизм и накручивание истерии еще никого не спасали. Не требуйте от государства жестких мер — вы первыми же от них пострадаете. Позаботьтесь сами о себе а также о своих ближних. Категорически рекомендую отписаться от каналов и пабликов, которые пишут панические и неправдивые заголовки капслоком, а также призывают что либо “скупать”. Информационная гигиена сейчас не менее важна, чем физическая.