Мой недавний пост об усугублении имущественного неравенства с развитием капитализма вызвал бурление в комментариях. И помог мне чётче определить свои позиции. Кстати, ещё один пример того, почему полезно, когда твои взгляды подвергают критике.
Вроде бы, такая понятная истина: при капитализме богатые богатеют, бедные беднеют. Вот вам факты и статистика. Эта система несправедлива, поэтому должна быть заменена на справедливую. Казалось бы, всё так просто и логично — с чем тут вообще спорить? Но есть те, кто почему-то не хочет принять очевидные вещи. И вот их самые частые аргументы:
— Я разбогател в полтора раза, сосед – в сто раз. Ну и что? Почему из-за этого мой сосед плохой?
Этот аргумент можно было бы принять, если бы при такой пропорции обогащения ты и сосед имели бы в одинаковой степени удовлетворение базовых потребностей. А также равные стартовые возможности. Тогда ещё можно было бы сказать: да, один ленится и пьёт, и потому — беден. Другой предприимчив и трудолюбив, оттого богат. Однако в реальности всё иначе. Во-первых, то, кем станет человек, в огромной ступени предопределено благосостоянием его семьи и страной, в которой он родился. Илон Маск, Билл Гейтс и многие другие, которых так любят приводить сторонники капитализма в качестве self-made men — из богатых семей. Как и тысячи других богатых и успешных. Поднявшиеся из грязи в князи – это не более чем ошибка выжившего.
Кроме того, наёмный рабочий находится в прямой материальной зависимости от капиталиста. От воли одного человека зависит удовлетворение базовых нужд тысяч других. То есть это не отношения равенства, где можно говорить «я разбогател в сто тысяч раз, ну и что?». Ты разбогател за счёт моего труда и труда тысяч таких как мы. Таланты и трудолюбие тут не при чем.
Впрочем, развенчание мифа об успешности достойно отдельного поста, а может и видео.
— Вы просто завидуете! Леваки лишь прикрываются справедливостью, а на деле – это банальная зависть!
Очень важно подчеркнуть, что я не отношу себя, и анархистов вообще, к левым (сторонникам казарменного социализма, авторитариям и реформистам), и всегда поправляю, когда меня таковым называют.
Однако возвращаясь к зависти, если определять её подобным образом, то завистью можно назвать любое чувство справедливости. Ведь что такое справедливость? Это представление о том, что кто-то получает или не получает по заслугам. Что человек имеет то, что ему должно. Мы радуемся, когда видим, как жертва мстит обидчику. Потому что по заслугам. Злимся, когда злодей не получает наказания. Потому что несправедливо! Когда видим, что лентяй имеет больше, чем трудяга — это тоже вызовет у большинства из нас возмущение. Получается, и возмущаться 18-ю резиденциями Лукашенко — это простая зависть? Ведь, поди-ка, стань президентом для начала! А ещё удержи власть! Думаешь, это просто? Он всего добился сам, а ты просто завидуешь!
— В странах с большим имущественным неравенством просто неправильный капитализм!
Демократия и капитализм — близнецы-братья!
Не пускаясь в долгие политэкономические рубки, я скажу, что считаю ЛЮБУЮ экономическую систему, в которой есть:
а) Наёмный труд и эксплуатация;
б) Рыночные отношения на внутреннем и внешнем рынках;
в) Средства производства находятся НЕ в руках трудящихся.
можно с большей или меньшей натяжкой назвать капитализмом.
Поэтому и в Северной Корее, и в Зимбабве — капитализм.
(продолжение следует)
Раз вы считаете, что при капитализме людям живётся зашибись, и он есть главный гарант демократии, давайте рассмотрим живые примеры:
Мексика. Самый что ни на есть капитализм. В 2014 году в штате Игуала банда, нанятая, предположительно мэром города, убила 43 студента, направлявшихся в город на акцию протеста. СОРОК ТРИ! Мэр и ещё несколько человек (членов банды среди них нет) — под стражей, суда до сих пор не было.
Вообще, отстрел социальных, политических и экологических активистов в Латинской Америке — обычное дело. Только в прошлом году в регионе было убито 83 экоактивиста (https://news.mongabay.com/2019/08/latin-america-saw-most-murdered-environmental-defenders-in-2018/). Права человека цветут и пахнут, как видим. Вместе с рыночком.
Чили. Как не вспомнить эту страну, говоря о Латинской Америке? Диктатура Пиночета принесла рыночные реформы по всем стандартам неолиберализма. От 10 до 30 тысяч убитых. Концлагеря, пытки, всё как надо. Зато экономический рост и право частной собственности!
Сингапур. Второе (!) место в мире по индексу экономической свободы. И 91-е — по индексу прав человека. 151-е (из 180) место в рейтинге свободы прессы. В топе по смертным казням на душу населения. Зато азиатский тигр!
Список можно продолжать долго. Или в этих странах тоже плохой капитализм, недостаточно совершенный?
Да и кстати, замечу, что самые массовые в последнее время движения обнищавших трудящихся против сверхбогатых — Occupy! в США и Желтые Жилеты во Франции (7 человек убитых полицией, между прочим), тоже возникли почему-то в странах самого, что ни на есть, правильного либерального капитализма. Надо понимать, трудящиеся просто обнаглели от падающих на них ништяков, и давай с жиру беситься.
Наконец, ещё один момент, который лично мне кажется ключевым. Я уже подчёркивал и подчеркну опять. Большинство сверхбогатых сконцентрировали в своих руках столько денег и других ценностей, сколько никогда в жизни не смогут потребить. Даже если Джефф Безос будет на завтрак, обед и ужин есть языки амурских тигров, запивая их слезами японских девственниц, а в туалет летать будет на личном Боинге, он не сможет потребить 151$ млрд своего состояния. Тоже касается тех, кто имеет «всего» один миллиард. Да, с увеличением прибыли, запросы у людей растут. Но они не могут расти бесконечно. Есть физический предел в удовлетворении даже самых изысканных требований по комфорту, вкусной еде, развлечениям и удовольствиям. Остаётся лишь один вариант, куда употребить такое количество денег.
На достижение власти.
Собрав в своих руках такие финансы, можно без особых проблем концентрировать огромную политическую и социальную власть. Делать это можно множеством путей, один эффективнее другого. Хочешь — подкупай целые правительства (напомню, годовой бюджет Беларуси — в 5 раз меньше состояния Безоса), хочешь — покупай медиа и решай, о чем будут думать и во что верить миллионы людей. Хочешь — инвестируй в социально значимые технологии и Big Data и получай колоссальный контроль над обществом. Ещё можно перекупить кредитные институты, и тебе будут должны буквально все — от более мелких предприятий и банков до населения целых стран.
И знаете, что интересно? Капиталисты действительно всё это делают. Под рукоплескания сторонников свободного рынка нас всех загоняют в стойло заранее определённой реальности, отсутствия выбора (или, еще лучше, иллюзией выбора — между двумя брендами одной и той же корпорации) и жестокого наказания за неподчинения. Но многие продолжают рассказывать друг другу сказки о «леваках», которые хотят всё отобрать и поделить.
Только что у вас отбирать, господа, мне решительно непонятно. Боюсь, что всё было отобрано до нас.