Сёстры Хачатурян и немного о домашнем насилии

Долгое время не обращал внимания на многочисленные новости о сёстрах Хачатурян в ленте, не было времени вникнуть. Посмотрел фильм Медузы о произошедшем и задался рядом вопросов.

Ситуация в семье у них была, к сожалению, неуникальной: тиран-отец (кстати, чрезвычайно набожный православный, прихожанин РПЦ) в течении многих лет издевался над своими дочерьми, бил их и насиловал. А вот развязка вышла уникальной. После того как одной из них он брызнул в лицо газовым баллончиком, а в ванной, где она отмывалась, он начал её домогаться, они решили больше не терпеть. И, напав на спящего, забили нахрен ножами и молотками.

На защиту этих сестёр встали очень многие, и, надеюсь, им не впаяют большой срок.

Я не хочу тут рассуждать о том, правы они или виноваты, кто в этой истории врёт кто не врёт (разумеется, дети, выросшие у такого отца, никак не могли быть ангелами), мне интересно другое: как же решить проблему домашнего насилия и при этом соблюсти право людей на приватность? А проблема действительно нуждается в решении: это язва, разъедающая общество, из поколение в поколение плодящая садистов и моральных калек. Но кто может и должен контролировать отношения в семье? Госорганы? Родные? Никто?

Говорят, универсальное решение – закон о домашнем насилии. И это решение действительно видится меньшим злом. Однако кто принимает и исполняет законы? Государство. Давать ему еще больше контроля за личной жизнью людей? А как же право на частную жизнь? Даже в цивилизованных странах к ювенальной юстиции очень много вопросов, а в авторитарных, вроде Беларуси, может стать еще одним средством расправы с инакомыслящими да и просто контроля (вспомним сколько уже людей у нас повесилось после отнятия детей). Конечно, закон такой нужен, но у меня есть большие опасения, что, улучшив ситуацию в одной сфере, он существенно ударит по правам человека в другой.

Мне кажется, что в идеале нужно бить по корню проблемы. А корень в том, что в сегодняшнем атомизированном мире человек может за стенами своего дома что угодно, и всем будет наплевать. А тем, кому не наплевать – те не имеют сил ничего изменить. Семья Хачатурянов выглядела внешне абсолютно благополучной. И у нее отсутствовали реальные социальные связи с теми, кто мог бы забить тревогу. Люди сегодня не живут коллективами, они живут в одиночку или обособленными ячейками. Товарищеские, дружеские, главное – горизонтальные отношения людей в коллективах: по месту работы, месту жительства, месту учебы детей, были бы лучшей страховкой от того чтобы во внешне благополучных семьях за стенами квартиры творился кромешный ад.

В обществе, где от отношения коллектива к тебе зависит очень многое в твоей жизни, где в коллективе ты проводишь существенное количество времени, резко пропадёт желание самоутверждаться в семье за счет жены и детей. А скрыть насилие будет куда сложней. В обществах,где людям есть друг до друга дело, подобные отклонения будут замечены очень быстро.

Но пока есть как есть.

(надо сказать фильм неидеальный с точки зрения аргументации, однако общую картину даёт сполна).