Армия с народом – как произошел деанон

Вариантов, как могли сдеанонить участников чата “Армия с народом”, несколько.
 
Первый: мусора могли применить одну из описанных здесь [1] технологий.
 
Второй: социальная инженерия. Анализируется, что человек пишет про себя на протяжении некоторого времени, его стиль, поведение и всё сказанное в других чатиках. Порой достаточно загуглить его никнейм – и вуаля.
 
Третий: вполне возможно многие просто забыли скрыть телефонный номер. Или, когда им писали в личку, нажимали “поделиться телефонным номером”. Считай, дело в шляпе.
 
И, наконец, четвёртый. По словам моего источника, порядок назначения модераторов в чатике был следующий: когда канал\чат создавался, у него был один создатель. Но потом стало ясно, что чату нужны модераторы. И тут внимание: чтобы получить модераторство нужно было выслать свои паспортные данные или владельцу (на ранних этапах) или другому модератору (!!!). Позже в ответ на требования показать свои данные модеру, юзеры стали запрашивать данные модераторов в ответ. И, надо понимать, те высылали.
 
Это было бы смешно, если бы не закончилось так грустно.
 
В общем, думаю не нужно объяснять, что при минимальной сноровке и хитрости получить данные модера\владельца не составляло проблемы. А там – дело техники.
 
В связи с этим напоминаю: друзья, Телеграм НЕ ЯВЛЯЕТСЯ анонимным мессенджером. Сама привязка к номеру телефона в большинстве случаев исключает анонимность. Телеграм – приватный, а не анонимный, и не надо путать эти две вещи! Да, историю ваших сообщений ментам не выдадут (по крайней мере мы не знаем таких случаев в отношении политактивистов). Но это не значит, что вас там нельзя сдеанонить. Если вы соблюдаете правила безопасности (скрываете номер, не пишете лишнего) сдеанонить вас становится крайне сложно. Но как только расслабляетесь, а уж тем более высылаете паспортные данные, это становится простейшей задачей даже для самого тупого опера.
 
Что даёт настоящую безопасность так это протокол Jabber с плагином OTR[2]. Это реально надежная вещь, используемая серъезными нарушителями закона (от наркокартелей до кардеров) по всему миру. Но чтобы установить её и начать пользоваться недостаточно тыкнуть два раза в Google Play, нужно сесть, разобраться и научиться, потратить целых двадцать, а то и тридцать минут. Поэтому я даже не мечтаю, что сейчас все активисты возьмут и перейдут на Jabber, тем более там не создашь большие чаты и не перешлёшь файлы.
Но пока уголовных дел не стало больше, давайте уже уясним: Телеграм – это для распространения инфы и открытой координации больших масс людей. Но для обсуждения серьезно наказуемых деяний он не подходит.
 
p.s. А вообще, следует понимать, что революционное дело это такая же специальность, как, например, мореходство или космонавтика. Революционное дело это научно-практическая область на стыке психологии, коммуникаций, политтехнологии, боевых искусств, айти, менеджмента и ещё черт знает чего.
 
А это значит что в ней, как и везде, нужен профессионализм и системное обучение. Тем более что отличие от других специальностей тут очень существенное: цена плохо выученных уроков тут – не двойка в аттестате а “двойка” в приговоре. И это в лучшем случае.
 
[1] https://dailystorm.ru/rassledovaniya/ot-rodiny-ne-dolzhno-byt-sekretov-ih-u-vas-sobstvenno-net-kak-siloviki-detektivy-i-probivshchiki-deanonimiziruyut-polzovateley-telegram
[2] https://xakep.ru/2017/07/21/jabber-otr-howto/