Уроки 14 июля. Практика

Очень много мыслей, поэтому максимально тезисно:

Между объявлением протеста и его началом прошло приблизительно 2,5 часа. Между началом и первыми задержаниями — примерно час. Стало как никогда заметно, что ресурсы у милиции всё же ограничены. Всех задержать, окружить, оцепить невозможно. Это когда они готовятся к Площади то могут согнать в Минск 10 000 карателей со всей страны. Но не в любой день.

Милиция большую часть времени была крайне растеряна. Они привыкли: вот толпа, вот лидеры. А кого задерживать, когда протестующие хаотично перемещаются, выстраиваются в цепи? Было забавно наблюдать, как менты то преграждают тротуар, то бессмысленно толпятся, то задерживают случайных прохожих. В общем, мобильность — наш козырь и его нужно использовать по полной.

От растерянности власти сделали много шагов себе во вред. Включили сирены на районах? Что ж, отличная поддержка гудящим автомобилистам. Отключили свет на центральных проспектах? Вообще супер! Лица не видно, камеры бесполезны — можно партизанить и легко скрываться.

Опять подтвердилось правило: чем больше людей участвует в протесте, тем он безопаснее. На сегодня имеем порядка 223 задержанных. Это примерно на 10 000 участников в Минске. То есть шанс быть задержанным на акции составляет 1 к 50. Велосипедистов и автомобилистов вообще почти не задерживали.

Миф о «крутом ОМОНе» разбит вдребезги. Строившие из себя супер-бойцов они, оказывается, точно так же ложатся от меткого удара и отступают, встретив организованный отпор. Оказывается, их тоже можно бить. Оказывается, нет там никакой сверхъестественной спецподготовки: обычные гопники, которым раздали дубинки. Так почему же они всё время побеждали? Да потому что даже будучи в меньшинстве они стоят один за одного. И если мы будем рвать друг за друга упорней, чем это делают наши враги, то мы будем непобедимы. И это касается не только улицы, а борьбы за свои права вообще по жизни.

Согласен с мнением, что сейчас менты будут стараться во что бы то ни стало найти смельчаков, побивших карателей возле дома-музея РСДРП. Поэтому маски и ещё раз маски. Лайфхак для самых щепетильных: перед акцией надеваете вторую майку под низ и кладёте маску другого фасона в карман. Если сделали что-то серьёзное, идите в ближайший двор без камер, переодевайте маску и выкидывайте верхнюю майку. Опознать вас будет гораздо проблематичней.

А теперь ложка дёгтя. Отбивание своих от ментов по-прежнему является исключением, а не правилом. И это притом, что сцепки и активное противодействие очень часто помогают реально избежать задержания. То есть люди, которые могли быть в ЦИП, сейчас спокойно сидят дома. А что для этого надо было? Всего лишь проявить солидарность вблизи стоящим. Да, в этот раз так поступали многие. Но этого по-прежнему крайне недостаточно. В большинстве случаев группа в 10-15 ОМОНовцев спокойно вырывали из толпы и уводили, кого хотели. Те же 10-15 парней и девушек отбиваются, остальные снимают на видео и кричат. Не надо снимать на видео и кричать, нужно просто не позволять задерживать. И тогда задержанных будет намного меньше. Многие обратили внимание, что менты в местах, где люди стояли сцепками,задерживали очень неохотно, как бы ленясь. Почему? Потому что задерживать организованных людей трудно.

Да и вообще, подумайте сами: если мы сами не будем стоять друг за друга, с чего вдруг ОМОН должен переходить на вашу сторону? Пока мы будем позволять обращаться с собой, как с жертвами, нас и будут воспринимать как жертв.

Тем не менее, по сравнению с предыдущими протестами, да почти со всеми, где я принимал участие, прогресс огромный. Растёт организованность и смелость. Огромный респект тем молодым пацанам и девчатам, которые впервые проявили себя как бойцы и сознательные граждане. Было видео, где пятеро ребят пробуют перекрыть улицу Киселёва. Слова молодого парня за кадром умилили почти до слёз: «По-другому никак! Надо подорвать инфраструктуру!»

Это новая молодежь. Надеюсь, ваш запал не угаснет от очередных новостей про репрессии. У нас впереди ещё много революционной работы.