Те, кто следит за политическими и протестными новостями в Беларуси, наверняка давно в курсе про “дело граффитистов” – группы молодых людей, осуждённых за граффити “Беларусь мае быць беларускай”, “Рэвалюцыя свядомасці – яна ўжо ідзе” и порчу ментовского бигборда лампочками с краской.
Оппозиционная пресса представляет их как бескомпромиссных борцов с режимом, молодых пассионариев, бросивших вызов Системе. Сами они считают себя анархистами (с приставкой этно-). К сожалению, все эти утверждения далеки от действительности.
Трое парней: Максим Пекарский, Вячеслав Косинеров и Вадим Жеромский, по их собственному признанию, принадлежат к организации (или тусовке) “Пошуг”.
Прочитав их паблики, мы видим, что граффитисты идентифицируют себя как “этноанархисты”, в личных же беседах и интернет-дискуссиях чаще называют себя “левыми националистами”, при этом, однако, претендуя на то, чтобы быть частью беларуского анархистского движения.
Однако лично мне не очень приятно, что анархистской себя называет группа, не имеющая ничего общего ни с идеологией анархизма, ни с анархистской этикой, и эти же ложные утверждения за Пошугом повторяют ряд СМИ, создавая тем самым путаницу и дискредитируя анархизм в Беларуси.
И дело не только в том, что национализм в любой форме (хоть левый, хоть правый) является государственнической и, в большей или меньшей степени, реакционной идеологией, а следовательно, не имеет ничего общего с анархизмом – об этом наши товарищи уже писали тут и тут.
Важно то, что эти люди, прикрывая анархистской эстетикой и риторикой свою националистическую сущность, вводят в заблуждение свою аудиторию относительно того, что такое анархизм в принципе, и в итоге люди начинают отождествлять таких “национал-анархистов” с нами, чего мы не хотим.
Начать стоит с одного из граффити, которое вменяли в вину этно-”анархистам”: “Беларусь мае быць беларускай”. Сам этот лозунг – классическое навязывание идентичности, утверждение о том, кто и каким “мае быць” в форме вербального принуждения, что, мягко говоря, не соответствует ни цели, ни духу анархизма: мы считаем, что каждый человек вправе сам выбирать, к какой этнической или национальной идентичности ему принадлежать или же не принадлежать вообще ни к какой, вне зависимости от того, на какой территории он проживает. Продолжая логический ряд подобных лозунгов, мы увидим, что они весьма схожи по сути со знаменитыми “Германия для немцев” или “Россия для русских”. Принципиальной разницы между ними нет. Сам Пошуг утверждает, что этот лозунг означает лишь “право беларусов на самоопределение” и, поскольку употреблён с перечёркнутыми свастикой и серпом и молотом – не является шовинистским. Эта отмазка выглядит несерьезно: можно перечеркнуть всё что угодно, но всё равно в лозунге имеет место аппеляция к национальной идентичности, пусть даже как альтернативе тоталитарным идеологиям. Национальное государство, как и национальная замкнутость – это не анархистская и даже не антифашистская альтернатива.
Этно-”анархисты” утверждают, что их национализм – левый, и потому в корне отличается от национализма буржуазного, против которого они сами же якобы выступают. Однако это утверждение вдребезги разбивается при взгляде на реальность.
“Граффитист” Вячеслав Косинеров прямо заявляет, что главная цель их группировки – борьба за национальные ценности, а не за что-либо другое, что на 100% совпадает с буржуазным и государственным национализмом, от которого они так старательно открещиваются. В паблике Пошуга мы видим статьи с героизацией деятелей беларуского антибольшевистского сопротивления, которые были классическими буржуазными националистами, боролись за беларуское ГОСУДАРСТВО и с анархистами даже рядом не валялись.
Одними из символов “Пошуга” является герб “Пагоня” и бел-чырвона-белый флаг. И если бел-чырвона-белый флаг используется повсеместно, то от использования Пагони пошугисты пытались откреститься, якобы, они ею не пользуются. Но это – ложь:
Оба этих символа – Пагоня и БЧБ – были в своё время государственными символами Республики Беларусь. Не совсем понятно, как можно говорить, что ты продвигаешь анархистские, антигосударственные идеи, стоя при этом под государственным знаменем?
Небольшого экскурса в историю достаточно, чтобы узнать, что Пагоня была знаком великого князя Витеня и гербом ВКЛ.
Похожая история и у так любимого национал-”анархистами” герба “Калюмны”:
Он являлся фамильным гербом Гедиминовичей и одним из ГОСУДАРСТВЕННЫХ символов ВКЛ. Можете ли вы представить себе французского анархиста, использующего родовую символику Бурбонов или анархиста из Великобритании, размахивающего гербом Саксен-Кобург-Готской династии?! У “анархистов” из Пошуга, видимо, вылетело из головы, что все аристократические династии являлись и являются злейшими врагами народа, и по их царственному повелению сотни революционеров разных времён отправлялись на виселицу и гильотину. Так же не волнует этих парней, которые так любят лозунг “Ні халопа ні пана”, что в ходе восстаний против феодализма и аристократии погибли десятки тысяч крестьян, по чьей памяти “пошугисты” сейчас и топчутся, пользуясь “национальной”, а по сути – феодальной символикой.
Как говорится – скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Лучшие друзья национал-”анархистов” из Пошуга – украинская националистическая группировка Автономний Опір (ссылки на их паблик, репосты – всё это вы найдёте на ресурсах “Пошуга”), которые также причисляют себя к “левым националистам” и даже “антифашистам”.
О степени антифашизма можно судить по заявлению, в котором их идейный лидер оправдывает еврейские погромы, если они… прогрессивные!
От поддержки Автономного Опіра отказались практически все анархисты России и Украины, даже те, которые раньше высказывались в их поддержку.
Однако “пошугистов” такие мелочи не смущают. Один из них, Максим Пекарский, позирует в футболке с националистического спортивного турнира “Нескорени”. На стене паблика этого турнира мы можем найти приглашение на “Марш УПА”, собирающий уже не просто националистов – нацистов со всей Украины. На самой же футболке изображен боец УПА, перерезающий горло немецкому солдату. И хотя УПА на определённом этапе своей деятельности и боролась с Вермахтом, мягко говоря, она не имеет ничего общего ни с антифашизмом ни, тем более, с анархизмом.
Кроме всего прочего, есть ещё один важный момент. Фундаментом анархизма всегда являлась мораль, а именно: морально-этические принципы добра, взаимопомощи, справедливости, взаимоуважения и солидарности. Человек, не придерживающийся их в повседневной жизни и в общении с соратниками, не может считать себя анархистом, какую бы радикальную символику он на себя не нацепил и какими бы ура-революционными лозунгами не разбрасывался.
Однако у “пошугистов” с морально-этической стороной так же туго, как с политической. И вот уже один из тусовки национал-”анархистов”, Ярослав Ульяненков (с которого впоследствии сняли обвинения по делу граффитистов) опускается до ксенофобских высказываний:
Оскорбления по половому признаку для них также норма (автор комментариев: Вячеслав Косинеров):
– под ником “Вой Болот” – Вадим Жеромский.
Аналогичных взглядов на место женщины придерживается и Максим Шитиков из Пошуга.
На фоне этого физические угрозы в адрес тех, кто их критикует (анархистов, кстати) вообще выглядят мелочью.
(аккаунт принадлежит, вероятнее всего, Вячеславу Косинерову)
К сожалению, люди, которые получали аналогичные угрозы в личку, не дали согласие на их публикацию.
Надо заметить, в деле интернет-угроз и оскроблений “пошугисты” очень смелы и отважны, чего не скажешь об их поведении перед ментами. Жеромский и Косинеров сотрудничали со следствием, в частности, Жеромский рассказывая операм как в официальных так и в неофицильных беседах: кто что делал, что рисовал, кто кидал лампочки и т.п. Чтобы не быть голословным, приведу записи с суда:
“Прокурор зачитал отрывок допроса Косинерова от 11 августа 2015-го года о том, что тот знаком с Жеромским только с работы и ни разу не был у него дома. В суде Косинеров говорил, что они вместе готовили лампочки с синей краской.” (Источник: http://belsat.eu/ru/news/avtory-graffiti-belarus-dolzhna-byt-belorusskoj-nakazany-shtrafami/ )
“Зачитали часть показаний Вячеслава Косинерова из протокола: «Я не делал лампочки. Они были у Вадима Жеромского. Откуда он их взял, я не знаю. Возможно, сам сделал, возможно, ему кто-то дал. Мы просто катались на велосипедах. Когда увидели билборды с милиционерами, Вадим предложил бросить лампочки в них.”
(Там же)
“Прокурор читает отрывки допроса Жеромского. Согласно им, Жеромский свидетельствовал, что Пекарский рисовал в сменной одежде, а он сам надевал перчатки, когда открывал краски. Также, согласно тому, что прочитал прокурор, рисунок был на мобильном Пекарского. В ходе следствия Жеромский говорил, что средства защиты они использовали. [Вместе] с Косинеровым Вадим взяли лампочки, чтобы испортить рисунки фанатов футбольного клуба «Динамо-Минск». Не найдя их, они бросили лампочки с краской в социальную рекламу с милиционерами.”
(Там же)
Это только малая часть из рассказанного ими на следствии: те кто был на суде, могли сами убедиться, что Жеромский и Косинеров были вполне откровенны c представителями репрессивных служб.
В оправдание феерического слива своих соратников они наперебой стали говорить, что опера им угрожали и давили. Но чего ожидали эти “национал-революционеры”? Что ГУБОПовцы вручат им медаль? Довольно странно, что люди, которые пафосно заявляют о “рэвалюцыі свядомасці”, пишут на стенах радикальные лозунги и фотографируется в черных масках думают, что избегнут давления в кабинете у следователя. Ведь не то что политических, простых уголовников МЕСЯЦАМИ прессуют в камерах. Покажите мне хоть одного обвиняемого по уголовному делу – хоть в краже мобильного телефона – которому бы менты не угрожали. Но далеко не каждый валит ответственность на своих друзей, лишь бы не сесть самому. Это противоречит даже общепринятым понятиям о чести, и уж тем более так поступать не имеют никакого права те, кто считает себя анархистами.
Во все времена революционеры и особенно анархисты презирали предателей, немедленно удаляя их из своего окружения, а порой и выдавая “билет в один конец”. Четверо стукачей, которые давали показания на нас на процессе по Делу анархистов 2010 года (Конофальский, Акдиф, Веткин, Лаптёнок) с тех пор больше носа не кажут на анархистские мероприятия, при случайной встрече в городе отводят глаза или вовсе выскакивают из транспорта – ни у кого из нас и в мыслях нет пожать руку любому из них. Но у граффитистов с этим проблем нет – ходят довольные и говорят, что они анархисты. Это немыслимо и абсурдно!
Я уже не говорию об интеллектуальных качествах людей, которые объясняли судье А в круге на своих граффити как “Альфа, пачатак”, а рисунок коктейля молотова как “бутэлька з алкаголем”, а буквально через час после этого говорят в интервью о своих “анархических убеждениях”
Подытоживая вышесказанное, замечу: назвать себя анархистом может каждый. Хоть Путин, хоть Лукашенко. Но главное не то кем ты себя считаешь, а кем тебя считают окружающие. Я не считаю граффитистов и организацию “Пошуг” анархистами и своими товарищами, не хочу иметь с ними ничего общего, для меня это просто националистическая группировка, спекулирующая на анархистской риторике и символике, сродни НБП, АО, Новым правым и им подобным.
Уверен, в этом со мной солидарно подавляющее число беларуских анархистов, если не все.