Недавно был на форуме “Свободу палітвязням“, где представители беларуского гражданского общества обсуждали “дело антифашистов” и то, как помочь четверым осужденным по нему фанатам МТЗ-РИПО. Идея эта, конечно, правильная, ведь политическая подоплёка дела налицо. И радует, что в Беларуси есть люди, которые все время стараются расширить официально признанный список политзаключенных. Правда во всей этой истории с “делом антифашистов” есть одна – принципиальная – загвоздка, про которую ни в коем случае нельзя забывать.
А именно: осуждение данных парней стало возможным благодаря их активному сотрудничеству со следствием — тому, что они активно рассказывали, кто кого куда бил, кто какой группировкой руководил и так далее.
На этих показаниях, преимущественно, и строится дело, о чем я и рассказал вчера в своем докладе.
Однако у некоторых людей (как участников форума, так и друзей этих антифашистов) я заметил стремление закрыть глаза на факт сдачи, представить его как некую “незначительную ошибку”, которая никак не должна мешать “проявлениям солидарности”. То есть нам фактически предлагают толерирование сотрудничества с милицией и предательства своих соратников. Мол, ничего страшного, кто не ошибается.
Это очень опасная тенденция, которая полностью неприемлема в анархистских кругах, и сейчас объясню почему.
1. Морально-этический аспект. Предавать – это плохо. Сдавать своих товарищей – это плохо. Сотрудничать с врагом, пытаясь спасти свою шкуру – это плохо. Черное – это черное, белое – это белое. Любые попытки оправдать предательство – потворство злу. Разночтений тут быть не может.
2. Прагматический аспект. Слыхали про дилемму заключенного? Когда два человека могут сдать друг друга и получить меньшее наказание, но никто из них не знает, как поступит другой. Единственный выход: не давать показания ВООБЩЕ, не предавать соратника. Если каждый будет придерживаться такой стратегии (и его друг будет уверен, что тот ее придерживается) – в выигрыше окажутся все, кроме мусоров. Склепать любое уголовное дело станет крайне сложно. Поэтому такое и только такое поведение мы должны поощрять.
3. Стратегический аспект. Приучая людей, что сдавать, это, в принципе, нормально, мы плодим и плодим активистов, которые будут это делать. Ведь если меня все равно поддержат на воле, к чему мне мучаться, сидеть долгий срок и изнывать на допросах? Как говорится «если нет разницы, зачем платить больше?»
Заставив задержанных размышлять таким образом из года в год, из одного уголовного дела в другое, из одного витка репрессий к другому органы будут применять свои традиционные тактики, и эти тактики будут успешны (!), а наше же движение будет топтаться на месте, ничего не усваивая из предыдущих посадок, ведь активисты, с потворства своих друзей, продолжат наступать на одни и те же грабли (дача показаний на других). О каком противостоянии системе тогда может идти речь, если отсиженные годы других нас ничему не учат?
Казалось бы, после первого же коллективного политического дела все активисты должны были извлечь для себя уроки и запомнить раз и навсегда: на следствии и суде ничего говорить о других. Но нет, раз за разом, несмотря на все доводы, несмотря на чуть ли не ежемесячные новые статьи типа “Как вести себя на допросах”, несмотря на уроки всех предыдущих посадок по-прежнему появляются активисты, сдающие друг друга, и, что самое страшное – те, кто их в этом оправдывает. Где из-за дружеских связей, где из-за того что сами имеют подобные грешки.
Арсенал оправданий очень широк: кто-то плачется, что “ему угрожали”, кто-то говорит, что угрожали его мамам\папам\женам, кто-то даже начинает вспоминать работу или универ, которые они бояться потерять. Самая феерическая отмазка, которую я слышал, это: “моей девушке нужно было делать операцию на глаза и мне нужно было на ее заработать деньги, поэтому я не мог садиться”. Хотя с ней может поспорить другая: «я дал показания на товарища не первым а вторым поэтому я не стукач». А на недавно упомянутом форуме довелось услышать (про антифашистов): «это был 2014-й и никто не ждал, что после Майдана будут такие репрессии».
Все эти отмазки, конечно, не стоят выеденного яйца. Я уже не буду повторять заезженную истину: если вы не готовы к давлению и к тому что вам будут угрожать, какого черта делаете что-то, попадающее под статью УК? Да и скажите, кому мусора не угрожают на допросах? Наверное, только на вас мусора кричат, шантажируют и давят, а со всеми остальными они ведут себя исключительно галантно и учтиво, дарят цветы и водят пообедать из камеры к себе домой?
Скажите, когда такое было, чтобы мусора не начинали давить на родственников? Да это первое и самое предсказуемое что они начнут делать! Но кто дал вам право ставить работу мамы или папы выше свободы ваших соратников? С чего вы решили что раз вам нужно доучиться в универе, то теперь ваш вчерашний друг и товарищ будет месяцами мёрзнуть в штрафных изоляторах?!
Как вообще можно ставить свой психологический комфорт выше базовых жизненных потребностей других людей?
Типичный случай такого эгоизма, проснувшегося в кабинете у следователя, не так давно случился в Гродно (дело Максима Ягнешко). В результате наш товарищ получил 3 года химии, а тот, кто его сдал, оправдывался: на меня психологически давили целых полтора часа! Прочитайте разбор его показаний и последующих оправданий — он очень симптоматичен https://abc-belarus.org/?p=8039.
А иной раз человеку не дают срок, зато из-за данных показаний он вынужден годами быть в бегах, как это произошло с Дмитрием Дубовским,
То есть кто-то захотел получить меньший срок, а наш соратник теперь годами не сможет вернуться домой и вынужден жить в постоянном риске.
Не знаю даже, уместны ли здесь примеры революционеров прошлого, которые терпели пытки и готовы были скорее пойти на каторгу и казнь, чем предать товарищей – настолько несоизмеримо далеко отстоят от них сегодняшние любители навесить на себя ярлыки разных «-истов» и носить значки и нашивки с бунтарской символикой, что даже не хочется сравнивать.
Ну а слова о том, что “еще не было Майдана и люди были не готовы” звучат в беларуском контексте вообще смешно. В Беларуси был сентябрь 2010 года, когда анархистское движение зачистили полностью. Не менее 150 задержаний, десятки обысков, Около 30 человек прошли через ИВС, трое получили сроки. Некоторые люди тогда хроманули – дали показания, и им это простили – тогда, в 2010-м это действительно был ПЕРВЫЙ РАЗ. После этого были годы рефлексии, осмысления произошедшего, тонны пособий о том как не допустить такого разгрома и как себя правильно вести, чтобы спасти и соратников и себя в случае репрессий. И когда после всего произошедшего тогда анархист говорит что “мы\они были не готовы” и пытается таким образом оправдать чье-то предательство – принять такой аргумент никак нельзя.
И вот, несмотря на то что, казалось бы, можно было давно научиться на чужом горьком примере, мы раз за разом видим одну и ту же картину. Спустя 4 года уже активисты “Пошуга” (называющие себя анархистами) точно так же сливают один одного, как будто и не было 2010 года.
А еще через год уже фанаты-антифа дают показания друг на друга в надежде получить меньшие срока – но это им не помогает, и все получают совершенно чудовищное и несоразмерное наказание.
Как я уже отмечал, есть определенная тенденция к тому, что люди, предавшие однажды, сейчас пытаются выгородить других таких же. Ведь если ты “не один такой” то и твои собственные косяки выглядят не так уж катастрофично, верно? Но те, кто так поступают, слепы и не видят, что они вредят себе самим, не говоря уже об общей культуре безопасности. Ведь создавая атмосферу толерирования стукачества, оправдывая (под любым предлогом) сдачу друг друга на следствии, они взращивают все новых и новых активистов, которые, будучи воспитаны на нарративе “НУ СДАЛ, И ЧТО С ТОГО!?” будут сдавать в случае репрессий уже их самих! Обеляя “косяки” свои и своих друзьяшек, вы роете яму себе, создавая в движении атмосферу совершенно неуместного всепрощения, когда человек, своими словами обеспечивающий соратнику годы тюремного заключения выходит и чувствует себя как ни в чем не бывало! Своими рассказами в духе «кто не ошибается», или «они не ждали репрессий» вы де-факто готовите новые посадки, ведь люди, сдавшие товарищей, будут понимать, что в движении их примут и простят и таким образом у всех, кто в будущем попадет в кабинет к следователю, сильно уменьшится мотивация вести себя достойно и молчать на допросе! И следующей жертвой этого можете пасть именно вы или очередной ваш друг.
Я уже не говорю о том насколько такая система ценностей выгодна мусорам и как она облегчает им работу.
Да, мое возмущение этими фактами базируется еще и на личной обиде – ведь сам я свои 5 лет отсидел именно благодаря свидетельским показаниям вот таких вот предателей, бывших товарищей. Однако как минимум двое обвиняемых и ряд свидетелей по нашему делу показали, что можно вести себя и по-другому: никого не сдавать и выйти на свободу с чистой совестью, не боясь взглянуть никому в глаза! Да и не только мы такие “уникальные”. Возьмите недавнее дело двух несовершеннолетних анархистов . 16-летние парни, не будучи опытными активистами, и то смекнули, как себя вести, несмотря на жесткое давление и угрозы, и не валили всё друг на друга. Кстати, в итоге дело их переквалифицировали на административку…
В анархистском движении сейчас, к сожалению, нету работающего механизма наказания провинившихся, нету товарищеских судов. Мы не можем, как наши предшественники 100-150 лет, просто взять и застрелить предателя (а жаль). Единственное что нам остается: для демонстрации неприемлемости сотрудничества с ментами отказать в поддержке (моральной, информационной, финансовой) тем, кто повел себя недостойно и стал давать показания. Исключить этих людей из движения навсегда. Но такой бойкот имеет смысл, только если он делается сообща. Те же, кто из-за личной привязанности или из-за собственных прежних проступков покрывает стукачество и ищет ему оправдания, лишь способствуют тому, что мусорская тактика и дальше будет приносить успех, а репрессии и дальше будут эффективными, а ручеек людей, перетекающих с воли в тюрьму, не иссякнет никогда. Желая отмыться и отмыть тех, с кем вы дружите вы лишь рубите сук, на котором сидите.
Поэтому хочу еще раз во всеуслышание сказать всем, кто еще не успел себя запятнать: люди, не сотрудничайте с милицией! Не сдавайте своих друзей! И не слушайте тех, кто говорит, что это нормально! Будьте принципиальными и не ставьте личное выше общего. Только так победим.
3 comments ↓
У меня ощущение, что можно прощать людей, проявивших слабость, но при этом не нормализовать поступки. Также думаю, что невозможность покаяния уменьшает количество товарищей: ведь тогда в движение придут только те, кто чувствует себя несломимым, а это сразу отфильтровывает людей самокритичных!
Але прабачэнне грамады якраз і прыводзіць да нармалізацыі.
Пакаяцца можна, канешне, не ўсе ж жалезабетонныя тэрмінатары, Але пакаянне не мусіць даваць чалавеку аўтаматычна абратнага шляху ў актывізм. Гэта усяго толькі асабістае прабачэнне ад тых, каму ён зрабіў дрэнна.
Hello. And Bye.